О профилактике этнического сепаратизма

Сущность сепаратизма - в проявлении тенденций к отделению этнических групп внутри целостных национальных образований.  С точки зрения социально-политической сущности, «сепаратизм — это требование суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории. Это требование направлено против государственной власти страны проживания». B российском законодательстве нет определения сепаратизма, что затрудняет пресечение его в рамках правового поля. Вместе с тем, ориентиром для определения значения слова «сепаратизм» может стать Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 года. Под «сепаратизмом» в ней понимается деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части территории, или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему».

 

Вследствие коренного изменения геополитического положения России, сложных процессов на международной арене перед нашей страной достаточно актуально стоит проблема сохранения своей территориальной целостности. Сепаратизм ведет к подрыву российской государственности. Особое значение в связи с проблемой сепаратизма играет религия. Другим фактором, способствующим возникновению сепаратистских движений, можно считать проблему усиления миграции.


Опасность сепаратизма состоит в том, что сокращение пространственных пределов государства, как правило, ведет к сокращению ресурсов (не только природных, но и людских), которые могут быть использованы для его самосохранения и развития. По этой причине в каждом государстве сохранение территориальной целостности отнесено к его наиболее значимым интересам, которые принято называть жизненно важными.


Воздействие сепаратизма на безопасность России может проявляться в различных сферах по-разному. В политической сфере сепаратизм способен привести к следующим негативным последствиям:

  • общей дестабилизации ситуации в стране;

  • ослаблению государственного суверенитета и выходу отдельных территорий из-под контроля федеральных властей;

  • появлению организаций, выступающих под лозунгами сепаратизма и обладающих значительным политическим влиянием;

  • подрыву авторитета федеральной власти среди населения страны;

  • возникновению проблемы беженцев, которая может иметь серьезные политические и социально-экономические последствия.

 

В военной сфере сепаратизм может привести к возникновению ряда деструктивных процессов:

  • нарушению военной инфраструктуры страны;

  • установлению экстремистскими группами контроля над территорией, занимаемой военными объектами;

  • созданию в районах действия сепаратистских движений баз террористов, а также появлению новых каналов проникновения на территорию России оружия, взрывчатых материалов и наркотиков;

  • превращению отдельных районов страны в очаги военного противостояния федеральным силам.

 

Сепаратизм способен подорвать экономический потенциал страны в результате дезорганизации хозяйственной жизни не только на региональном, но и на федеральном уровнях. В духовной сфере сепаратизм ведет к распространению националистических идей, которые способствуют радикализации сознания и политического поведения населения страны.

Президент России В.В. Путин подписал Указ об утверждении Стратегии национальной государственной политики России на период до 2025 года. Основными вопросами национальной политики являются четыре позиции:

  • сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности;

  • обеспечение прав коренных малочисленных народов и нацменьшинств;

  • создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

  • поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашей страной.

 

Приоритетными направлениями являются совершенствование государственного управления и развитие международного сотрудничества в сфере национальной политики, создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Необходимо также развивать систему гражданско-патриотического воспитания, совершенствовать взаимодействие властей с институтами гражданского общества и др.


Учитывая, что этнический сепаратизм, этнополитический экстремизм и международный терроризм представляют угрозу национальной безопасности страны, помимо специальных мер, необходимы:

 

а) профилактика этнического сепаратизма и этнополитического экстремизма, которая предполагает:

  • формирование в обществе неприятия идей экстремизма, как негативного явления по отношению к идеям развития страны, повышения качества жизни, социально-экономической и общественно-политической стабильности;

  • укрепление правовых основ и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними проявлений экстремизма и терроризма;

  • вовлеченность этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций, их лидеров в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму и нетерпимости;

  • организацию с участием институтов и представителей гражданского общества и интернет-провайдеров противодействия пропаганде экстремистских идей в социальных сетях;

  • запрещение деятельности, направленной на подрыв национальной безопасности государства, прав и свобод граждан, возбуждение этнонациональной и расовой ненависти и вражды;

  • законодательное закрепление ответственности руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных представителей власти и правопорядка за действия и бездействие, провоцирующие межнациональную напряженность и конфликты;

  • реализацию мер нормативно-правового и информационного характера по противодействию политизации этнического фактора в избирательном процессе и в партийных программах.

 

б) прогнозирование, предупреждение и урегулирование межнациональных конфликтов, которые предполагают:

  • совершенствование системы управления и координации действий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая создание уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

  • учет этнических и религиозных аспектов в работе с личным составом в Вооруженных Силах, правоохранительных органах и с осужденными в системе исполнения наказаний;

  • мониторинг состояния межнациональных отношений в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей;

  • создание общественно-государственной системы мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, базирующейся на диверсификации источников информирования (в том числе на использование данных мониторинговой деятельности, осуществляемой общественными, этнокультурными, правозащитными и религиозными организациями, правоохранительными органами, экспертными сообществами) и предусматривающей возможность оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в субъектах Российской Федерации;

  • обеспечение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинга состояния межнациональных отношений, включая подготовку информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере реализации государственной национальной политики и взаимодействия с этнокультурными и религиозными объединениями в субъекте Российской Федерации;

  • мониторинг и анализ публикаций в средствах массовой информации, социальных сетях.

 

Сепаратизм (равно как и терроризм, экстремизм, ксенофобия) относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений. Своевременное выявление, предупреждение и профилактика сепаратизма в действиях физических лиц, объединений и организаций – залог безопасности.

Дата создания материала: 27-10-2017. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.